Борис РЯБУХИН. Атаман Алёна, или русская Жанна Д-Арк
По сполошному Темникову сквозь толпу зевак и сыщиков, сочувствующего и клянущего, каявшегося и паникующего люда, огражденного рядом стрельцов, шла на Базарную площадь атаман Алёна, в мужском разорванном и прожжённом в пытках платье, впряженная в телегу с травами и кореньями, берестяными заговорами и прелестными письмами.
«Колдунья!.. Колдунья!..» — кричали ей вслед.
Алёна насупила лоб, сдерживая стоны от боли в сожженных ранах. Но шла сосредоточенно твердо вперед, к возвышающемуся на сколоченном наспех постаменте срубу, золотящемуся на морозном солнце свежеотёсанными венцами. И выступали на сучках янтарные слёзы — и срубу предстояло сгореть вместе с мятежной монахиней. Изредка Алёна останавливала взгляд на узнанном сотоварище в толпе, и он смятенно прятал лицо за спинами потупившихся мужиков и баб. Значит, ведают, что творят.
На лбу старицы женская глубокая морщина была резко перечёр-кнута мужской — в виде креста. Враги эту отметину называли чёртовой печатью, люди же православные — печатью Божией, поэтому и пошли за ней на борьбу за справедливость и праведную веру.
Шла Алёна и думала свою нелегкую думу — почто пошла в этот смертный путь?..
Не любят бунтарей. Памятник Степану Разину (работы Коненкова), так и остался невостребованным в Эрмитаже. Есть и скульптурный портрет сподвижницы донского вожака — Алёны-старицы. Востребован ли он!..
В грамоте Разрядного приказа 12 октября 1670 года говорится о том, что «вор и богоотступник Стенька Разин... пишет к незнающим и простым людям, будто он... идет снизу рекою Волгою с сыном нашим государевым и с благоверным царевичем и великим князем Алексеем Алексеевичем... И по его воровским прелестным письмам незнающие люди пошатались и учали было в городах Алатыре и Арзамасском уезде воровать». И не только там, где водила крестьянские полки атаман Алёна. Восстание разлилось по всей полосе, занимающей прежнюю Симбирскую, Пензенскую и Тамбовскую губернии, всё пространство между Окою и Волгой, на юг до Саратовских степей и на запад до Рязани и Воронежа было в огне. Помещичьи и вотчинные, монастырские, дворцовые и тягловые мужики убивали своих господ, приказчиков и начальных людей, устанавливая казачье самоуправление. На север от Симбирска, о который споткнулся Разин, по всей нагорной стороне, поднялись инородцы — мордва, чуваши, черемисы, и сражались вместе с русскими крестьянами за лучшую долю. От мятежного факела донского бунта запылала по России крестьянская война.
Семитысячный отряд в Арзамасском уезде возглавляла старица Алёна, из местных крестьянок. Ей было в ту пору не более сорока лет. Женщина волевая, умная, физически сильная — из тех, что «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Держать в узде многотысячный отряд отчаянных и своевольных людей без таких качеств было просто невозможно. Не щадили и своих недругов. Алатырский воевода Бутурлин с женою и детьми и дворяне заперлись в соборной церкви, и в пожаре, бушевавшем в городе, сгорели заживо. Когда восставшие взяли город Ломов, воевода Пекин сбежал вместе с подьячим в исподнем белье. Бежал от Алёны и темниковский воевода Челищев, но брат его, племянник и подьячие были побиты разгневанными темниковцами.
Именно сюда и направил царь Алексей Михайлович главный удар по восставшим. Главнокомандующим всеми войсками назначил боярина князя Ю. А. Долгорукого, опытного полководца, отличившегося в войне с Польшей, сурового и бесстрашного человека. Ставкой был сделан Арзамас. Сюда собирались царские полки, отбивая по пути нападения повстанческих отрядов.
Арзамас называли — город-сон. И право, до мятежа, в нем было, как в болоте,— застой и тишина, с тоски помрешь. Юрий Долгорукий навел ужас на горожан показательными расправами над мятежниками. «Страшно было смотреть на Арзамас,— писал очевидец, — его предместья казались совершенным адом; стояли виселицы, и на каждой висело по сорока и по пятидесяти трупов, валялись разбросанные головы и дымились свежею кровью; торчали колья, на которых мучились преступники и часто были живы по три дня, испытывая неописанные страдания...» А Долгорукий доносил царю: «Пущие заводчики в воровстве те, которые присланы от Стеньки Разина, из симбирской черты стрельцы и казаки да будники, которые были на будах. Пущие заводы воровские от Нижегородского уезда, от Лыскова, Мурашкина и от Тетюшевской волости этих воров умножились; ратных людей, которые идут к нам в полки, побивают и грабят; а с другой стороны, от Шацка, Кадома и Темникова, воровство большое ж; на таких воров малые посылки посылать опасно, а многолюдную посылку послать — и у нас малолюдно...» И царь послал подкрепление, полки Леонтьева, окольничего Щербатова, воеводы Лихарева.
29 ноября 1670 года Юрий Долгорукий пошел из Арзамаса к Темникову. В карательной операции под Темниковым участвовали Лихарев, Щербатов и сам главнокомандующий. Так что осада города притянула к себе почти все наличные царские войска. В городе засело 4 тысячи повстанцев, возглавляемых атаманом Алёной, а по дорогам спешили им на помощь еще 8 тысяч мятежников. Несколько дней шел бой. К тому времени в Темников прорвался разинский гонец с вестью, что князь Борятинский побил Разина под Симбирском, и донской атаман зовет повстанцев к нему на помощь. Осажденным подмоги ждать от главного атамана не приходилось. И 31 ноября Темников не устоял под напором царских войск.
Драгуны ворвались в город, окружили приказную избу в воеводском дворе, где засела со своими ближайшими соратниками Алёна-старица. Она билась насмерть. Но силы были неравными. Атамана и попа-расстригу Савву схватили и бросили в темницу. Туда же попал и посланный от Разина донской казак Федька Сидоров.
Чтобы организовать покаяние темниковцев перед государем, царские лазутчики шныряли по дворам и науськивали народ выйти навстречу боярину Юрию Долгорукому, ставка которого была заложена недалеко от поверженного города. Спектакль удался.
Темниковцы открыли ворота, и вышли с образами и хоругвями, с воплем и плачем навстречу победителю. Впереди гнали скованных одной цепью Алёну и Савву, и Федьку Сидорова, и других зачинщиков бунта. Отдали пленников выступившим царским драгунам и, подойдя к стану, попадали в снег на колени перед боярином Долгоруким со слезной просьбой «отпустить им вины перед государем», каялись в бунташном грехе. В челобитной говорилось, что по худости и неразумению прельстились они на такое воровство, многие у воров были поневоле, от страху, ибо бунтовщики разоряли их и рубили и к шатости приводили силой. Темниковцы клялись, что они, как прежде, готовы служить государю и свое крестоцелование помнить. Долгорукий долго укорял темниковцев в шатости и воровстве, грозил анафемой и всякими жуткими казнями за бунт. Наконец, показав царскую грамоту, провозгласил:
— Но премилостив государь наш великий князь царь Алексей Михайлович, премилостив и великий господин и патриарх всея Руси светлейший Иосаф, как милостив Господь на небесах. И послали они вам вот эту грамоту за печатью обнадежить вас милостью своею, ежели вы отвратитесь от зла и прелести бесовских воров. Они дают вам последнюю возможность, чтобы вы спасли свои заблудшие души.
Взрыв ликования плеснул в небо над толпой.
— Господь услышал молитвы наши!— со слезами радости на глазах крестились темниковцы.
— Надеже-государю слава!.. Святейшему патриарху слава!..
— Зачинщиков к воровскому бунту,— продолжал Долгорукий,— вы должны сами изловить по деревням и лесным засекам и привести к нам на суд правый и казнь беспощадную. И беглых всех холопов и крестьян, и работных людей сыскать дотошно и выдать приставам для возвращения их владельцам за крепким караулом.
Загнанные в угол таким жестоким требованием люди, не смея вспомнить, что на том же месте клялись Алёне-старице постоять за истинную старую веру, вынуждены были славословить теперь государя и клясться боярину впредь усердно блюсти собором освящённые новые обряды богослужения.
— А еретиков-староверов по лесным скитам переловить и к вере привести законной,— кричал Долгорукий.— Клянётесь ли?
— Клянёмся! — выдохнула сломленная толпа.
Долгорукий велел отслужить в церквах Темникова молебен в честь победы государя над воровским бунтом и привести всех православных людей к кресту, а иноверцев — к шертованию на Коране.
Наутро 4 декабря боярин Юрий Долгорукий под звон колоколов торжественно въехал в Темников на белом коне, за ним следовали конные драгуны и рейтары, и стрельцы, и на всем их пути в снегу на коленях без шапок стояли поверженные повстанцы, склонив головы в ожидании расправы. Знали в народе крутой нрав главы Сыскного приказа боярина Долгорукого, подтверждали это и возведённые за ночь виселицы по пути его следования, которые уже гнулись под телами повешенных мятежников, среди которых были поп Савва и Федька Сидоров. А старице Алёне уже строили сруб на Базарной площади.
В силу исключительности вины и личности преступника боярин Долгорукий сам присутствовал при расспросе Алёны. Когда её ввели на допрос, она подняла вверх два пальца, по обычаю староверов, и бросила в лицо своим врагам: «Проклятье вам Господне, кровопийцы!». И столь же дерзко и стойко держалась, несмотря на все угрозы и пытки. Поначалу отказалась отвечать на вопросы дьяка и боярина. Но палач попался отменный: стегал ее плетью, сажал в колоду, жег раскаленным железом. Алёна только молила Бога, чтобы он помог ей стерпеть «жесточи пытки», дал ей силы принять мученичество, как принял Христос, распятый на кресте. Потом, превозмогая страдания, она стала кричать на своих палачей: «Бес в аду помилосердней вас!.. Спалила бы ваши мохнатые рожи!..» Но плоть устала подчиняться сильному духу — и Алёна стала давать скупые показания. Заплечных дел мастера знают много хитростей, чтобы вытрясти душу.
Но Алёна не стала выдавать своих единомышленников. О себе же сказала, что она — крестьянка из Арзамасской выездной дворцовой слободы. Каково жилось тем крестьянам, известно из истории и народного творчества. С детства приучались переносить голод и стужу,— свидетельствует историк Костомаров.— Рано отрывались от груди и кормились грубой пищей. Ребятишки бегали в одних рубашках без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы. Простой народ не знал, что такое постель. Посты приучали к скудной пище из кореньев и дурной рыбы. Жили в темноте и дыму, с курами и телятами. Моровые поветрия и нервные болезни приписывали порче. Крестьяне пять дней работали на господ, и лишь один — на себя, не считая праздников. У многих ничего нельзя было сыскать в доме кроме овчинного тулупа, коровы да лошади, а были и победнее. Летом пахали, косили, жали, зимой молотили, рубили и пилили лес и дрова или скитались и просили милостыни. Отчаянный вызов против существующего миропорядка простой народ выразил в присказке: «Живём — не тужим, бар не хуже. Утром бары на охоту — мы на работу. Они повеселятся — да дуют чай, а мы — цепом качай. Ночью бары спать — а мы работать». Соборное Уложение 1649 года окончательно санкционировало закрепощённость крестьянства, причем, помимо податных обязанностей крестьян по отношению к казне, самый крепостной труд на помещика рассматривался как разновидность службы на государство.
Смело бросила в лицо боярина измученная пытками Алёна: «Напились нашей крови, как клопы».
Она показала на расспросе, что была замужем. А женились тогда рано — в 12—13 лет, не зная друг друга, порой обманом.
Домостроевский деспотизм мужа над женой выражался в том, что предосудительно было вести с женщиной разговор, её считали нечистой, даже не доверяли резать животину — мясо будет невкусным. У мужа висела плеть для жены и называлась «дураком». За ничтожный проступок муж таскал жену за волосы, раздевал донага, привязывал веревками и сёк «дураком» до крови — учил уму-разуму. «Крестьянские женщины,— пишет Костомаров,— работали вдвое больше своих мужей». Каково было терпеть такую жизнь гордой волевой женщине, как Алёна?
Но муж её надорвался, ургуча на бар, а здоровьем был слабый, вот и скончался рано от чахотки. А вдовой бабе куда податься? Как говорилось в народе: в девках приторно, замужем натужно, а вдовой чреде, что по горло в воде. Вдову-крестьянку помещик мог продать, кому вздумается. Бежать бесполезно — все равно вернут владельцу, да еще накажут нещадно. Сыщики и пристава сновали по всей Руси, отлавливая беглых. Да бегством и крестьянства не избыть, и у другого хозяина не избавиться от подневольного труда. Остается — петля или монастырь. Тоже своеобразный вид протеста. Да и не могла Алёна не восстать против судьбы и несправедливой власти.
Представитель демократического лагеря С. С. Шашков в исследованиях по истории русских женщин писал в 1872 году: «...Ввиду вопросов эмансипации, волнующих современные женские поколения, знание былых судеб русской женщины представляется не только интересным, но практически полезным для дела освобождения». Он подчеркивал, что женщины всегда старались освободиться из этого положения, и всегда боролись с враждебными им началами, которыми считал религию, закон и обычай. Шашков отметил, что история борьбы женщин за свободу и самостоятельность «началась со сподвижницы Степана Разина — Алёны Арзамасской (Темниковской)». Хотя, надо признать, что несправедливое неравноправие женщины — беда всех времен и народов, и до сих пор не искоренилась в мире. Так же, как искони земледельцев считали и продолжают считать людьми второго сорта, хотя все наши надежды держатся на тех людях, которые сами себя кормят.
Стойкая, сильная, с обостренным чувством христианской справедливости, Алёна выразила свой протест сложившимся обстоятельствам тем, что ушла в монастырь под Арзамасом. Но кротости не было, да и в монастырской жизни царило много неправого, как и в мирской. На расспросе Алёна призналась, что хоть и стала старицей, но ушла из монастыря, так как в нем начали служить по новым книгам. И дьяк записал в расспросной ведомости: «Свершила самый тяжкий грех — сбежала из монастыря». И недобро посмеялся: «Поди, совращала блудом послушниц?» И получил за хамство достойную отповедь: «Молитвами я укротила плоть,— усмехнулась Алёна.— Но попадись ты мне,— тебя бы я охолостила мигом!»
Общественное мнение подчеркивало мужские наклонности Алёны; ее называли «баба-богатырь», «баба-атаман», пеняли, что носила мужское платье (а как в походной боевой жизни скакать на коне в длинной женской рубахе, которую носили поселянки?). Даже стойкость при жестоких пытках на руку хулителям предводительницы крестьянских повстанцев. Но сделать из героини половую извращенку не удалось — была же она замужем. Потому и нет в приговоре упоминания об этом грехе Алёны. Нашли грех более тяжкий.
Её считали ведьмой, потому что она носила с собой заговорные письма и коренья. Алёна много ходила по окрестным полям и лесам за монастырем, собирала травы, которые знала от матери. Знахари передают свои секреты по наследству, из поколения в поколение. Удачливых народных целителей уважали всегда и берегли, а неудачливых знахарей в те времена на Руси преследовали, а порой и сжигали на костре. Даже судьба одного человека, как Алёна, доказывает зыбкость авторитета этого ремесла. Когда она лечила старших послушниц и обращавшихся в монастырь мирян, все уважали Алёну. Когда поднялась она на войну за истинную православную веру, то, хотя её известность как целительницы и радетельницы помогла ей собрать большое войско, однако официальные власти заклеймили её колдуньей, еретичкой.
На расспросе Алена призналась, что, как только дошли до Арзамаса слухи, что Разин объявил войну боярам, Алёна сделала свой выбор, ушла из монастыря и стала собирать в округе отряд повстанцев. Приходили к ней те, кого она лечила от недугов травами и заговорами, и приводили с собой сотоварищей. Прослышав о продвижении её отряда, к ней примыкали многие люди из мордовских, татарских и русских деревень. Людей разных верований сплотила жажда воли и справедливости.
Колдун, удовлетворяющий общественные потребности, как заметил немецкий историк Д. Фрезер, «занимает очень влиятельное положение в обществе, и если к тому же он человек расчетливый и способный, то может достичь ранга вождя или царя». Добавим — или атамана, как Алёна-старица. Даже истинно православный человек на Руси часто суеверен. И вставшая на борьбу за истинную старую веру Алёна, в сущности, творила языческие действа.
Суеверие (всуе верие) и тогда, и сейчас считается противным Богу. Поэтому, когда Алёна показала на расспросе, что лечила травами и заговорами, дьяк записал в ведомости: «И портила людей многих по деревням бесовским колдовством». Радикальной противоположностью магии и религии объясняется та непримиримая враждебность, с которой священнослужители на всем протяжении истории относились к колдунам и знахарям.
И когда царским слугам нужно было наказать атамана Алёну за сопротивление государственной власти, то самым убедительным и главным обвинением посчитали её колдовство.
Считалось и до сих пор считается великим грехом и бегство из монастыря. Но и здесь у Алены есть веское оправдание — раскол.
На Соборе 1666 году утвердили поправки в церковные обряды и книги, сделанные по греческому чину патриархом Никоном. И одновременно, из-за ссоры с царем Алексеем Михайловичем, с самого Никона, в присутствии и с согласия вселенских патриархов из Царьграда, сняли патриаршеский сан, и отправили реформатора православной церкви в изоляцию в Ферапонтов монастырь. Тогда-то и оформился раскол русской православной церкви, официаль-ным и популярным оппонентом нововведений стал протопоп Аввакум, тоже сосланный царем — в Пустозёрск, в земляную тюрьму.
Ревнители старой православной веры восстали против никоновских нововведений: трехперстия, многоголосия, византийского писания икон, измененной редакции молитв... Раскольники отказывались ходить в церкви, разбегались по лесам, в скиты, в знак протеста прибегали к самосожжению, поднимали восстания против новых реформ в монастырях. Бунт в Соловецком монастыре начался до восстания Степана Разина и был подавлен только через несколько лет после его казни.
Взбунтовала и старица-Алёна.
Собор, созванный в год трех шестерок — числа дьявола — считали приходом конца света и Судного дня. На этом Соборе были прокляты староверы. И это вызвало еще большее обострение движения раскольников.
— Выходит, тогда и все святыни дониконовы стали еретичны?— роптали они.— И бывшая церковь? И все русские святые? И деды, и отцы, верящие по-старому и ушедшие в мир иной, тоже еретичны и потом обречены на том свете на вечные мучения гореть в огненной геенне?
Староверы толпами вливались в отряды Разина, одним из важных лозунгов которого было — постоять за истинную православную веру, Дом Пресвятой Богородицы, против бояр и начальных людей. Вступая в города и села, донской атаман прогонял из церквей священников новой формации и ставил вместо них служителей старой веры.
Но путаницу, как бывает в смуту, ввел в идеологическую борьбу сам Разин, сделав знаменем религиозной борьбы не Аввакума, а Никона, используя мотив его несправедливого смещения с патриаршего престола. Припертые в споре бунтовщики, в том числе и Алёна, могли только огрызаться на укоры оппонентов.
«Коль Никон — вам наставник, правый путь вам указал — зачем его изгнали? А если Никон — враг последний Богу и Богородице, и всем святым, Зачем вы держите его законы?» — могла сказать Алёна на расспросе в Темникове.
Староверы пеняли царю за церковные реформы, не менее чем Никону. Повторяли слова Аввакума: «Чёрт отнял ум у государя. Им владеет хамов род бояр и свора немчин. Бедный, бедный и безумный царишко! Что ты над собою сделал? Ну и пропадай!» И в то же время не представляли жизни без царя. Неслучайно народное выражение — без царя в голове (во главе). Вот и придумали восставшие Нечая - царевича Алексея. Напрасно Долгорукий убеждал Алёну, что сам хоронил царевича Алексея Алексеевича в Москве. Она, стояла на мнении, что царевич жив, сбежал от изменников-бояр, когда его хотели извести, как извели почти всю царскую семью. Не верилось людям, что естественным путем, без измены, так скоро естественной смертью скончались один за другим члены царской фамилии.
В магистерской диссертации в Тюрингии в 1674 году Иоганн Марций назвал Разина тираном, но вместе с тем охарактеризовал его как способного предводителя, умело обеспечившего тыл своему войску, понимающего настроение народа, умеющего воспользоваться и внутриполитической обстановкой в стране, в том числе делом Никона и смертью царевича Алексея. Хотя внешней причиной выступления Разина считал месть за брата (Ивана Разина), казненного Юрием Долгоруким, и жажду власти.
Искушенный в допросах глава Сыскного приказе Долгорукий прибегал к ухищрениям и хитростям, призывая Алёну покаяться, спасти свою падшую душу. Но атаман Алёна была достаточно умна и опытна, чтобы попасться на лживые посулы боярина. «Спасемся мы, когда загубим вас,— отвечала она и добавляла:— Не пожалею, что звала людей постоять за истинную веру и волю!»
Взявшись за оружие, Алёна понимала, что ей грозит казнь, или смерть в бою. Но выбор сделала сознательно: чем так жить, лучше не жить вообще.
Алёна призналась, что посылала своих единомышленников небольшими отрядами в окрестные села и деревни. Так, например, взяла боем Шацк. По казачьему обычаю, эти отряды возглавлялись донцами, которых привел от Разина Федька Сидоров. Они внезапно налетали на усадьбы вотчинников, и, сломив сопротивление охраны, устраивали круг. Если плененные начальные люди были облихованы крестьянами, задыхавшимися от их притеснений и нужды, круг приговаривал кровопийцев к смертной казни и приводил приговор в исполнение. Суд был скорый, и зачастую правый. Пожитки и владения казнённых раздавали бедным людям. Холопов, чёрных людей, крестьян, мелких чинов служивых повстанцы «не губили и их дворов не разоряли». Хотя государевы слуги именно этой скорой расправой и стращали, подвигая жителей к бегству от повстанцев в леса из своих насиженных мест. Однако официальная пропаганда чаще всего терпела неудачу. И крестьяне, заслышав крики и стрельбу ворвавшихся на улицу посланцев Алёны-старицы, брались за колья и вилы и помогали изловить своих притеснителей и одолеть царских стрельцов охраны. Многие из стрельцов, большей частью выходцы из крестьян, и сами предавались повстанцам.
Сохранилось свидетельство Алёны о взятии Темникова повстанцами. Бой был недолгий. Зная о малолюдстве защиты и брожении черни в городе, воевода Василий Челищев сбежал, переодевшись в женское платье прислуги.
Чёрный люд открыл ворота и вытолкал своих обидчиков навстречу подступившему к городу отряду Алёны. Встретили её горожане хлебом-солью.
Алёна собрала круг. Всех облихованных начальных людей темниковцы приговорили к смертной казни и привели приговор в исполнение. Тех же, кто сдался на милость победителей, Алёна привела к вере. Темниковцы поклялись на кресте и Евангелии быть заодно и постоять за волю и истинную старую веру.
Алёна остановилась в доме темниковского воеводы и стала наводить мирской порядок по своему разумению. По казачьему обычаю, все дела решала на кругу из наиболее влиятельных местных жителей и своих единомышленников. Сообща решили раскрыть все купеческие склады и разделили хлебные запасы между семьями бедняков. При всем народе вынесли из приказной избы писцовые книги о недоимках, порвали и сожгли тут же, на Базарной площади. Ликованию бедноты не было конца! Алёна отстранила от службы в церкви протопопа Перфилия за то, что он предался нововведенной ереси, и поставила служить в храме попа-раскольника Савву.
От Федьки Сидорова Алена узнала о победах разинцев, их намерениях и лозунгах. Надо признать, что не всё принимало крестьянское сердце Алены в помыслах и действиях донского атамана.
Крестьянство, по своим устоям, отличалось от казачества. Казаки, даже по закону, лишены были возможности выращивать хлеб, жили на царском «хлебном довольстве», вели походный образ жизни, защищая южные границы России от внешних врагов, добывали средства к существованию набегами на кочевников и торговых людей, раздуванивая (деля) поровну военные и воровские трофеи. Крестьяне же, наоборот, жили своим, хоть и скудным, хозяйством, трудами праведными, страдая порой от казацких разбоев, разбегаясь по лесам от их набегов. А в казачьи повстанческие отряды охотой подавались только голь перекатная, вконец обнищавшие от притеснений или собственной бесхозяйственности мужики. Неслучайно среди песен народных есть и мотивы этой несовместимости крестьянских и казацких устоев, чем пользовались, конечно, царские идеологи.
Но в борьбе за справедливость, против социальных притеснений, церковных реформ многие крестьяне были заодно с казаками. Волю они понимали по-разному, но враги у них были одни. Поэтому Алёна видела в Разине заступника.
Алёна прочитала на кругу войсковую память, которую привёз от Степана Разина казак Федька Сидоров.
— «...И стоять бы вам, черни всей, и русской, и татарской, и чувашской, и мордвы. Стоять бы вам за Пресвятую Богородицу и всех святых, за батюшку нашего патриарха Никона и великого князя царевича Нечая. И мстить бы вашим кровопивцам люто,— звучал торжественный голос Алёны над притихшей толпой.— Иду я войском даровать вам волю. И вместе с вами истребить бояр и дворян и приказных людей служивых, и детей боярских и стрельцов, и торговых людей за измену. И хочу я так учинить, чтобы всякий был равен другому».
И мелкий начальный люд потихоньку ускользал из толпы в свои дворы, убоясь участи пленённых боярских и приказных людей, запертых в темниковской тюрьме. Алёна сделала паузу и, повысив свой грубый простуженный в походах голос, продолжала читать свиток.
— «А которые дворяне или боярские дети, или мурзы с нами похотят стоять за Пресвятую Богородицу нашу, тех бы не трогать и домов их не разорять. А с войсковой той памяти другим всем списывать и списки отдавать дьякам и старостам по деревням и сотникам, чтобы знали и читали».— Алёна подняла над толпой свиток и показала на печать.
— На памяти этой рукоположение Степана Тимофеевича Разина с печатью,— закончила она свою речь.
И поклялись темниковцы послужить Дому Пресвятой Богородицы, Степану Тимофеевичу Разину, патриарху Никону, великому князю царевичу Алексею, которого повстанцы называли Нечаем, по имени прежнего заступника народного из старой легенды.
Алёна стала готовиться в поход на Арзамас. Но с ближних засек принесли вести, что под Темников подходят войска боярина Юрия Долгорукого. Да пушки у него застряли в снегах. Забили в сполошный колокол, собрали снова круг. И Алёна, сообщив о тревожных вестях своих лазутчиков, предложила:
— Не будем ждать, когда недруги подтянут под наши стены свои пушки. Пойдем боярину Долгорукому навстречь! Постоим за волю и за веру.
Повстанцы воинственными криками одобрили призыв атамана Алёны. Стали собираться спешно в поход на боярина Долгорукого и готовить к обороне городские стены, которые сами же жгли, когда брали Темников приступом. Надо было запасти хлеба и воды на случай осады.
Алёна позвала с окрестных деревень всех, кто «похочет за правое дело сразиться» с войсками главного изменника - боярина Юрия Долгорукого. По ночам писала на бересте подметные письма, похожие скорее на заговор. Грамоте она научилась в монастыре. А слог ее, в силу природного таланта, был образным и внятным. И поэтому вызывал скорый отклик в душе простого народа.
Морозным ноябрьским утром вывела Алёна-старица свой отряд из города, и смело повела на бой с подступившим войском стольника Ивана Лихарева, посланного боярином Юрием Долгоруким вперед себя. Драгуны Лихарева до этого разгромили уже несколько «воровских засек» и очистили от повстанцев много окрестных сел и деревень. Они были хорошо обучены военному ремеслу по сравнению с плохо вооруженными дружинниками Алёны. Повстанцы обычно, если и одерживали верх над царскими солдатами, то скорее числом, чем умением. Многие гибли, но на их место приходили новые люди. А раненых Алена сама лечила травами и заговорами. И казаков Федьки Сидорова в отряде Алёны было мало, чтобы наладить бой по военной науке. Поэтому повстанцы из Темникова быстро были сломлены драгунами Лихарева и загнаны опять в город.
Укрывшись за крепостными стенами, повстанцы, при поддержке темниковской черни, двое суток сдерживали натиск царских войск. Неумолчно палили во врагов из пушек и пищалей. А когда кончились ядра — метали во врагов приготовленные заранее большие камни и бревна.
— Оставил нас Господь за наши прегрешенья!— говорила своим сподвижникам атаман-Алёна, почувствовав скорое поражение.
И драгуны вломились в город. Крушили и рубили на своем пути всех, и дружинников, и женщин, и детей. Выхватывали из горящих двое суток костров огненные головни и поджигали деревянные дома, не глядя на то, шла ли из них стрельба или нет.
Алёна с товарищами засела в приказной избе. Они отбивались от врагов, сколько было сил. В конце концов, драгуны выбили двери воеводской избы и скрутили осажденных.
На издевательскую шутку Долгорукого по поводу трусливого бегства воров от царских войск Алёна воскликнула: «Да если бы так все сражались, боярин, тебе осталось бы спасаться бегством».
Не удалось царскому сыщику сломить Алёну пытками.
— Хочешь стать святой мученицей?— кричал он.— Не выйдет! Мы тебя сожжем, как грешницу, колдунью, еретичку!
На что старица нашла достойный ответ:
— Огонь очистит меня от грехов!
Когда распаленный палач стал прижигать железом ей обнаженную грудь, она вскрикнула:
— Господи, прими!..— И упала, потеряв сознание.
Палач вытер крупный пот со лба, тяжело выдохнув:
— Фу, уморила! Однако, крепче мужика!..
А на Базарной площади уже заждался её деревянный сруб, обложенный дровами. Темниковцев собрали утром на показательную казнь еретички. Когда Алёна появилась на площади, она подняла два пальца вверх и обратилась ко всем зычным голосом:
— Покайтесь перед Богом, христиане! Не предавайте Господа нашего в душе своей из страха перед пытками земными!
Но толпа, сдерживаемая цепью вооруженных стрельцов, не осмелилась откликнуться на её призыв. Только царские крикуны зашипели на нее:
— Заткнись, колдунья!.. Будь ты проклята!.. Сама покайся!..
Боярин Долгорукий, в окружении вооруженной свиты, показал на стоявшую возле сруба на деревянных подмостках измождённую пытками в белой холщевой рубахе Алёну-старицу, обратился к примолкшей толпе:
— Вот, христиане, дьяволова дочь, упорствующая в своих грехах. На расспросе она сама показала на себя, что, будучи в монастыре, портила и губила многих своим колдовским зельем. Она совершила высшее святотатство — бежала из монастыря для блуда и воровства, предавшись прелести сатаны вора и клятвопреступника Стеньки Разина. Она сама призналась, что своими колдовскими чарами, кореньями и заговорами она прельщала людей на шатость и воровство. Она со своими единомысленниками, такими же ворами, сгубила многих христиан, разорив их владения. Она возводила напрасно многие хулы на великого нашего государя и царя Алексея Михайловича. Она облыгала нашу православную церковь и Господа нашего Иисуса Христа. И отвращала христиан от законной православной веры и церковных обрядов. В неё вселился бес — и лишь огнем можно его изгнать из этой грешницы и еретички. Поэтому, по воле великого государя нашего, царя Алексея Михайловича, и святейшего патриарха Иосафа, я, данною мне властью, Алёну-старицу из выездной дворцовой Арзамасской слободы назначаю совместно с чародейным её зельем... сжечь живою в срубе!
Толпа так и ахнула, будто не верила ещё в страшную казнь бывшей своей предводительницы. А вскинувшаяся от приговора Алёна вместо отчаяния нашла в душе силы ободрить своих земляков.
— Враг беды пришел с напастями,— крикнула она.— Он воздвиг бурю огня — и невозможно стало жить. Крепитесь, христиане, и молитесь! Держитесь истинной веры! Страшный суд грядет!— Ей не дали договорить, толкая к срубу.
— Покайся, грешница!— совал ей в лицо распятие освобожденный из тюрьмы протопоп Перфилий.
— Убери эллинский крыж!— отвернулась Алена.— Вы даже образ Бога замутили.
— Да сожжётся, не покаявшись в грехах, как еретичка, без милосердия Божия!— махнул рукой боярин Долгорукий.
Солдаты ссыпали в сруб травы и коренья с телеги, в которою ранее была впряжена Алёна, и палач пытался тащить колдунью к срубу. Но она с силой оттолкнула его:
— Не тронь, я сама войду,— сказала она и обратилась к толпе:
— Прощайте и простите, братья! Всё, что могла, я сделала. Бог с вами!
— Прости, что не уберегли тебя, Алёна!— прорвался вопль из толпы, кинувшейся к помосту. Но стрельцы преградили путь бердышами.
По старому русскому обычаю, Алёна перекрестила лоб и грудь двуперстием и вошла в сруб. Дрова тут же подожгли. И пока поднималось пламя, сквозь шум ветра и хруст венцов доносились слова мужественной старицы-атамана. О чем кричала она из огня? Может быть, о боли за свою судьбу, за судьбу правого дела?..
7 декабря Долгорукий выступил из Темникова в Красную слободу, где его также встретили с челобитьем и покаянием.
Окольничий Иван Богданович Милославский, побивший Степана Разина под Симбирском, сообщал в Москву, что по дороге между Арзамасом и Алатырем «приходили на него многие воровские люди с нарядом». В кадомских лесах Лихарев взял засеку и убил крестьянского атамана Сеньку Белоуса. В Нижнем Новгороде царский воевода со стрельцами повесил зачинщиков бунта на воротах крепости, а нескольких бунтовщиков четвертовал при народе, чтобы другим неповадно было. У речки Барыши воевода князь Юрий Борятинский с царским войском одолел пятнадцатитысячный отряд мятежников под началом атаманов Ромашки и Мурзакая. В этом бою «такое множество воров было побито», что от крови, как от дождя, «красные ручьи текли большие». И на утро к воеводе Борятинскому явились толпы крестьян из Саранских и алатырских деревень и «принесли свои вины»…
В Крестьянскую войну под руководством Степана Разина, по официальным данным, было казнено и убито более 100 тысяч человек. А население России в 1678 году составляло всего чуть более пяти с половиной миллионов, из них —160 тысяч воинов. Жуткая эта статистика «служит наглядным образчиком того, к чему могло привести стремление распространить на весь народ казацкое устройство, составлявшее идеал восстания Степана Разина»,— писал историк Костомаров. Не менее жестко отзывались о Разине и зарубежные исследователи. Наиболее точное сравнение донского атамана — с Мазаньелло, возглавившем одно из крупнейших народных восстаний в Неаполитанском королевстве в середине XVII века. Примечателен тот факт, что зарубежный анонимный автор, видимо, резидент, в своем отчете об этой крестьянской войне упоминает только два важнейших имени — самого Степана Разина и Алёну-старицу. Зарубежные историки называли Алёну русской Жанной д'Арк. Это свидетельствует об огромной силе воздействия Крестьянской войны в целом и её главных предводителей на европейское общественное мнение.